художник пишет какую-нибудь эфемерную Психею, нежели социально ориентированное полотно. Так проходило время, менялись художественные направления и стили, а Академия, по словам И.
Репина, продолжала питаться «римскими художественными консервами». В 1863 году, к столетию Академии, было объявлено о проведении конкурса на престижную награду — большую золотую медаль, дающую победителю право на шестилетние пенсионерство в Италии и денежное поощрение.
К конкурсу допускались только самые талантливые академисты, уже награжденные малой золотой медалью. Всего претендентов было четырнадцать: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.
Но Академическим Советом было решено изменить традиционные правила: победитель будет один, а не несколько, как раньше, и жанровые и исторические живописцы будут участвовать в состязании вместе.