цензура в лице Госкино в эпоху застоя действительно существовала, и при этом не сидела без работы. Хотя не стоит забывать, что Госкино было, по сути, специализированным министерством и занималось в основном не цензурой, а финансированием и производством фильмов, а также контролировало их прокат.
И было бы странным, даже по современным демократическим представлениям, если бы организация-инвестор (или спонсор?) не пыталась, в той или иной форме и с той или иной степенью жесткости, провести в жизнь свои идеи и представления о том, чего хочет, а точнее, чего должен хотеть советский зритель и что он категорически не приемлет и решительно осудит.
В какой степени идеологическая цензура повлияла на фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? В любом случае, он был выпущен на большой экран и сделал в прокате громадные сборы.
Но быть может, прокатный вариант комедии был отредактирован до неузнаваемости? Сразу же отметим, что в отборе исполнителей режиссера никто не ограничивал; на роль Ивана Грозного Гайдай хотел взять Юрия Никулина, который уже был героем нескольких его фильмов, но актер, по ряду причин, сам отказался от участия в съемках.